Synergy Center - Синерджи центрРодники.бел.ру - Родовые поместья в Белгородской областиЭкологическая организация "Родники Белогорья"
Быт Идея Поселение Участок Дом Быт Контакт

• Гигиена
• Питание
• Одежда и обувь
• Обряды
• Рождение
• Предпринимателям
• Экология человека
• Образование


• Наша библиотека
 
Сельский крест порой был без верхней перекладины, но часто «с крышей» – это ещё дохристианская традиция наших предков  
В народных представлениях смерть приходит в виде скелета с косой, библейского существа (св. Архангела с мечом), также существуют понятия астрального характера: угасает звезда человека – он умирает, и это объясняется высшей волей Бога, реже – случайностью.

Была сильна вера в приметы, предсказывающие смерть. Люди были убеждены, что судьба каждого определена ещё при рождении человека, но никто не знает, когда придёт конец его жизни, поэтому раскрытие этой тайны искали в разных предсказаниях. Верили в сны; самым распространенным из них был сон о выпадении зуба, сравнительно реже считали, что одеваться в новую одежду, укрывать кого-нибудь белым покрывалом, строить новый дом во сне – к смерти. Много предсказаний было связано с поведением домашних и диких животных. Повсеместно считался предсказывающим или накликающим смерть вой собаки; если курица пропоёт петухом, когда конь роет землю передней ногой и ржёт. Также было распространено убеждение, что ухание филина возле дома, крик совы означает приход в дом беды и смерти.

Различали смерть по старости, болезни или по случайности. Если первый вид считался нормальным, то остальные рассматривались как наказание со стороны бога. Особенно недоброжелательно относились к самоубийцам и утопленникам: считали, что после смерти они могут превратиться в вампиров. Способность превращаться в вампиров приписывалась также колдунам. Гробы таких покойников выносили через окно и хоронили за пределами кладбища.

Была распространена вера в лёгкую и трудную смерть. Трудная смерть расценивалась как расплата за грехи; лёгкая означала, что умерший вёл праведную жизнь. Впрочем, считали, что смерть – это последнее испытание Богом человека в земной жизни, и чем достойнее его перенесёт человек, тем лучше и легче ему будет в загробной жизни.

В большей или меньшей степени распространены обычаи, основанные на вере в дурное значение повторения. Так, чтобы не было зеркального отражения мёртвого, покрывают зеркала белой или тёмной тканью или поворачивают их зеркальной стороной к стене, переворачивают вверх дном посуду, выливают из неё воду, т к. она считается мёртвой и её нельзя пить.

По традиции покойного обмывали пожилые люди того же пола (детей обоего пола обмывали женщины, мужчин – старики) где-нибудь в укромном месте на двери, снятой с петель, либо на доске, которую располагали на корыте. В воду опускали ветки ароматных трав (мяту, базилик). Покойного причёсывали, женщине заплетали волосы, мужчину обязательно брили. Этот обычай связан с поверьем о существовании потустороннего мира, являющегося копией земного, в который покойный должен входить чистым, а также о том, что он является пред Богом на судилище, где он также должен быть чистым, и считалось грешным не совершить это.

Место, где производилось омовение и куда выливалась вода, считалось «нечистым», и 40 дней нельзя было ступать туда (считали, что тот, кто коснётся этой воды, непременно заболеет и никогда не вылечится, а также, что этой водой можно «делать чёрную магию» и поэтому её чаще всего закапывали в землю, где обычно не ходили ни люди, ни животные и строго следили, чтобы никто не взял ни капли этой воды); кружку для слива воды, мыло, расчёску и ритуальное растение закапывали в землю или клали в гроб вместе с покойником.

После омовения покойного одевали обычно во всё новое. В старину прежде всего надевали на него белый саван с вырезом для головы, затем другую одежду. Верили, что в нём покойный является пред Богом на суд. «Ризница» не режется ножницами, вырез делают при помощи горящей свечи. До начала ХХ в. в некоторых сёлах сберегали подвенечный наряд для погребения, затем стали сохранять лишь отдельные части венчального костюма. Особо наряжали безвременно умерших незамужних девушек и неженатых парней.

Одев покойного, клали его в деревянный гроб, предварительно постелив коврик и подушку, обычно наполненную ароматными ритуальными травами. У изголовья зажигалась большая свеча. Также и в руки умершего вкладывали свечу, которая зажигалась во время отпевания.

Перед выносом гроба со двора родственники, обычно женщины, оплакивали его, и так как считали, что похороны являются своего рода снаряжением в загробный мир – вместилище душ всех ушедших от нас, то обычно покойного просили передать что-либо умершим родственникам. Гроб обязательно выносился ногами вперёд, чтобы покойник не вернулся.

Погребение обычно происходило в первой половине дня, до захода солнца. Во время движения похоронной процессии впереди несли крест, хоругвь. Гроб несли мужчины – ближайшие родственники и друзья, за исключением неженатых мужин. На кладбище первым заходили самые пожилые, т.е. те кто следующий может отойти в мир иной, а самые последние – дети. С кладбища уходили в обратном порядке. После отпевания забивали крышку гроба и погребали. Гроб опускали в могилу на двух специальных длинных полотенцах, которые затем бросались в могилу. Каждый из родственников бросал в могилу горсть земли, с пожеланием вслух или про себя: «Пусть земля ему (ей) будет пухом» или церковное: «Царство небесное». На могиле водружался деревянный крест, часто «с крышей». С кладбища все отправлялись в дом умершего на поминки.

Главные поминальные блюда – это кутья (каша из цельного зерна пшеницы, ржи или ячменя, иногда с добавлением мёда, ягод, мака и орехов) блины и кисель, который можно заменить компотом (узваром). Из алкогольных напитков раньше было, как правило, домашнее пиво. Поминать водкой стали уже в советские времена. В XIX столетии появился обычай на край стола, который ближе к красному углу, ставить отдельную тарелку с кусочками от всех блюд, киселём и ломтиком хлеба «для покойника». При каждой подаче блюд сначала откладывают в неё. Еду с этой тарелки по окончанию поминок, т.е. на следующее утро, (если поминки дома) не выбрасывали, а отдавали птицам или животным.

Если в другие праздники столы ставились вдоль хаты от красного угла к порогу, то поминальный стол как бы перекрывал вход. Во главе стола было место главы семейства, после которого все по очереди садились по старшинству. Принцип этот соблюдался неукоснительно, потому что считалось, что смерть должна забрать раньше того, кто первым сядет за поминальный стол. Мужчины рассаживались с правой стороны стола (спиной к двери), женщины – с левой. Жёны – напротив мужей. Для несовершеннолетних накрывался отдельный стол.

На поминках часто бывало, что начинаются они с грустной ноты, а заканчиваются весело, с шутками и даже с песнями. Считалось, что покойнику будет приятно увидеть близких людей, поминающих его с добрым настроением.

После поминок пирожки, печенье и конфеты раздавались (в большей степени детям и нищим) с просьбой помянуть такого-то. Считалось, что чем большему количеству людей раздать, тем больше человек помянет умершего, и ему будет легче.

Также проводили поминки на третий день, девятый и сороковой. После этого обязательно на Пасху или на Радуницу (в зависимости от местных традиций) и на Дмитриевские деды. Жена в течение года носила траур.


Лобачёв В.В.
  Другие материалы о народных обычаях и обрядах на сайтах:
  - Славянское Язычество.
  - Народная культура


Вверх